Заметка Виктора Мараховского с сайта Sponsr.ru
Замечательный автор Виктор Мараховский регулярно публикует весьма интересные и содержательные эссе на сайте Sponsr.ru.
Всячески рекомендую подписаться там на Виктора и тем самым получить возможность ежедневного ознакомления со свежими выпусками «махровой мараховщины».
Пример эссе, которое стоит прочитать каждому родителю и не только.
Юный мудрец пишет толковый словарь жизненного секса
Суббота, ув. друзя. У нас рубрика «Собеседники Вечности», и в студии ув. Собеседник Вечности Сергей К. с важным вопросом о словах.
«Добрый день, Виктор!
Вопрос этот был написан некоторое время назад, но так и остался в черновиках неотправленным. И вот в одном из последних ваших эссе "Жрица в пятом поколении неправильно чинит радиоприёмник" вы поднимаете близкую тему, поэтому я решил таки дать ход черновику.
---
Жизнь часто в качестве откровений подбрасывает нам какие-нибудь банальности. Например, мой опыт говорит мне, что если хочешь получить от чего то удовольствие, то нужно принять и недостатки этого чего-то. Звучит так себе, что-то типа "расслабься и получай удовольствие". Но тут нужны некоторые примеры для пояснения. Чтобы быть счастливым в браке, нужно смириться с тем, что счёт побед на любовном фронте остановится, с тем, что у носков появится определенное место, а мусор выносить придётся ежедневно, а не когда пакеты закончились. Чтобы любить собаку, нужно принять и обязанность заботы о ней. Чтобы получать кайф от тренировок, нужно принять неизбежность их 3 дня в неделю. И т.д. и т.п. Но если присмотреться к этой банальности, то можно в ней усмотреть и многие знаменитые мудрости. "Делай что должно и будь, что будет". "Молись и трудись". Раздумывая над этим, я подумал, а неплохо было бы, чтобы мне, скажем 16-летнему, такой справочник начинающего в жизнь дали почитать. И провел мысленный эксперимент, что бы изменилось в моей жизни. Я бы, наверное, его прочитал и даже нашел бы его интересным, но потом бы забыл и пошёл совершать те же ошибки, что совершил, и набивать те же шишки, что набил. Да даже сейчас, взрослым своим детям я не всегда могу объяснить некоторые "истины" (для меня), они от них только отмахиваются. Но с возрастом замечаю, что они и сами накапливают свой опыт и наши взгляды всё больше сходятся. Тут мы вплотную подошли к вопросу.
А есть ли смысл, по вашему мнению, в таком курсе молодого бойца? Нужно ли пытаться донести до своих детей свой опыт или таки предоставить им самим составить свой свод банальностей?»
Это тот случай, ув. друзья, когда ответ на вдумчивый вопрос ув. Собеседника едва ли потребует слишком много букв.
Довольно отчаянный роман Э. Бёрджесса «Заводной апельсин» заканчивается показательным монологом героя-рассказчика (вначале сверхчеловека и убийцы, затем осуждённого, затем подопытного, затем жертвы, затем снова немного сверхчеловека, а затем уставшего от всего этого просто человека), который вдруг осознаёт нечто ужасное:
«У меня будет сын, и я объясню ему всё это, когда он подрастёт и сможет понять меня. Однако только лишь подумав это, я уже знал: никогда он не поймёт, да и не захочет он ничего понимать, а делать будет все те же vestshi, которые и я делал, — да-да, он, может быть, даже убьет какую-нибудь старуху, и я не смогу остановить его. А он не сможет остановить своего сына. И так по кругу до самого конца света — по кругу, по кругу, по кругу».
Роман был написан в бэби-бумерском 1962 году, и поэтому кое-чего писатель, конечно, не учитывал. «У меня будет сын, а у сына свой сын» звучало тогда неизбежностью, которая ныне опровергается практикой. Конец света благодаря этому опровержению для целых наций наступает ныне куда быстрей и тривиальней, чем можно было себе представить шестьдесят лет назад.
Но само озарение о том, что сын не поймёт — безусловно заслуживает внимания.
Впрочем, мы могли бы поспорить с писателем (ибо здесь, конечно, рассуждает уже не столько юный герой, сколько выглядывающее из него взросление) о формулировке. Он пишет «не поймёт и не захочет понимать».
В действительности, рискну заявить, просто не сможет понимать. У него не будет никаких шансов понять, о чём эти объяснения, не прожив, о чём они.
Ув. Сергей приводит пару ценных жизненных советов, поэтому рассмотреть нашу мысль стоит именно на примере этих мудрых предписаний.
Вот юный ум открывает курс молодого мудреца и видит изящную максиму: «Делай что должно — и будь что будет». Она прекрасно звучит, и юноша заучивает это, а потом ещё и узнаёт, как это по-французски, и начинает при случае с большей или меньшей пафосностью вставлять в разговор «фе се ке дуа».
Но откуда 16-летнему парнишке знать, что такое «должно»? И откуда ему знать, что такое «будет»?
Когда к юному мудрецу на улице подойдут трое и спросят, с какого он раёна — где, в каком месте этой ситуации, на чём будет написано «Я то, что должно, делай меня»? В какой дополненной реальности перед его взором в продвинутых очках возникнет окошко с опциями и советами?
Вся штука в том, что юноша, стоящий перед тремя хулиганами, как раз на этом месте и начинает писать как собственный толковый, так и собственный Большой энциклопедический словарь жизни. Точнее — одну из самых обширных его статей под названием «Вот что действительно бывает и вот что должно делать». Дальше туда начнут сыпаться пункты о бросающих девушках, о кидающих друзьях, о невыполненных обязательствах, о тупом и иногда просто случающемся насилии судьбы и тех ужасных сюрпризах, что иногда преподносим мы себе сами — и спустя десять, двадцать, тридцать или сорок лет он наконец-то начнёт понимать фразу «Делай что должно, и будь что будет».
Потому что теперь он, уже 56-летний, наконец будет знать немного, что же это такое — «должно» и что же это такое — «будет». Оба слова будт наконец наполнены для него тем единственным, что придаёт всем т.н. «смыслам» ценность — личным переживанием.
Всем нам знакома фраза, приписываемая (не знаю, насколько справедливо) былинной В.И. Новодворской: «Секс — занятие не слишком увлекательное, это скучно. Я читала». Мы не можем не согласиться с самой знаменитой девственницей России. Если секс описывать добросовестно и документально, а не поэтично и образно — то это действительно занятие скучнейшее (просто представим себе аккуратное перечисление всех собственно происходящих событий — я сейчас специально сбегал погуглить, в среднем их бывает 600-1200, половина из них состоит в продвижении на близкое расстояние, а половина в возвращении на то же расстояние).
Но фокус в том, что основная часть секса, как известно, неописуема. Содержание секса невозможно положить на бумагу (и, между прочим, даже показать в видео — эмоции, испытываемые зрителями известных жанров, возникают у них не потому, что на экране происходит что-то интересное и с неожиданными поворотами сюжета, а потому, что интересное происходит в их собственных головах и прочих частях организмов).
Весь мир есть секс в известном смысле, ув. друзья — поскольку самые важные штуки в нём неописуемы и требуют себя непременно пережить, чтобы постичь.
...Но преподавать курс молодого мудреца юношам и девушкам, абсолютно не способным ещё постичь смысл таинственных слов-иероглифов, тем не менее — нужно и даже, пожалуй, обязательно.
Потому что когда придёт время проживать опыт по-настоящему — окажется чрезвычайно важно, какие слова и фразы они знают, в какие слова и формулы будут складывать этот свой опыт.
А формулы во многом подобны таре — если тара ветхая и дурная, то из неё вытечет (или в ней прокиснет) даже ценнейшее вино опыта.
И тут мы можем обратиться к также упомянутому ув. Сергеем «Молись и трудись».
У автора этих взволнованных строк есть знакомый, с отрочества воспитывавший себя в стае диких книг по саморазвитию — начав с дешёвого российского оккультизма 1990-х, а с возрастом перейдя на какую-то из десятка модных московских психологических школ. Ко всем бесчисленным техникам по развитию себя он подходил с похвальной практичностью и полной рациональностью.
Так вот. Недавно этого ув. знакомого настигли трудные времена, и он воспользовался одной из моих любимых банальностей — о том, что «вне зависимости от того, насколько мы рациональны и во что сознательно верим, наша базовая психика наполнена божествами и драконами, религиозностью и вообще сверхрациональными сущностями».
— И я даже начал молиться. — сообщил мне ув. знакомый. — Я-то могу сколько угодно знать о нейрофизиологии религиозности, но мой мозг, как вы верно говорите, штука древняя и первобытная, и ему от молитвы легче и спокойней.
Я вкрадчиво поинтересовался, кому и как ув. знакомый, молится. Ибо среди сотен и сотен единиц душеведческой литературы, которую он прочёл в жизни, совершенно точно никогда не было никаких священных писаний или преданий.
— Ну, я взял формулу Куэ, — сказал он. — И слегка её модифицировал на конкретику.
— То есть «С каждым днём и с каждым часом мне во всех отношениях становится лучше»? — уточнил я.
— Да. И уже начинает работать.
...Ув. знакомый, подведённый длинной и интересной жизнью (а ему уже под полтинник) к осознанию необходимости молитвы, сумел найти в своей коллекции тары только формулы самовнушения — и даже молиться ухитрился начать самому себе.
Это значит, что формула «Молись и трудись» для данного взрослого мужчины всё ещё непонятный иероглиф. Он не выучил её прежде и никогда не имел под рукой тары из слов и мудростей, которую можно было наполнить проживанием. И, как следствие — опыт его складировался в абсолютно не подходящие случаю (ну как же, они полезные и работают) мантры-кричалки.
...Поэтому, отвечая на вопрос ув. Сергея, мы можем решительно сказать: да, справочник юного мудреца нужен каждому начинающему человеку.
Мудрости этого справочника, конечно, будут решительно проигнорированы юношеством — но зато спустя годы он сэкономит взрослым время и силы, когда те будут листать свой личный Большой Толковый Энциклопедический Словарь.
Автор: Виктор Мараховский
05.08.2023
Источник: sponsr.ru/marahovsky/38094/Unyi_mudrec_pishet_tolkovyi_slovar_jiznennogo_seksa/
Запись сделана 08/08/2023