Заметка Виктора Мараховского из Фейсбука
В фантастической литературе, ув. друзья, самым фантастическим мне всегда казалось не ниличие каких-нибудь гигантских песчаных червей, не волшебство и не солнечные орбитальные станции. Это всё декорации.
Самым фантастическим в ней является то, что там (за очень редкими исключениями) все персонажи умудряются жить в рамках одной магистральной реальности.
Высаживаются какие-нибудь пришельцы – и все думают о них что-нибудь примерно одно, пока главный герой внезапно не ПОНИМАЕТ, что пришельцам нужно на самом деле. До того весь огромный мир живёт в официальной версии действительности как заинька.
Если бы фантастика была психологически достоверной, в любом романе о высадке пришельцев мало того что у людей сосуществовали бы 100500 версий о том, что инопланетяне собой представляют и чего им нужно. Так ещё и среди самих пришельцев имелось бы 100500 разных версий на эту тему.
Моя ув. френдлента до сих пор не в состоянии договориться между собой о том, есть ли ковид или его нет, а если есть, то что он есть такое и правильно ли его побеждают, а если правильно, то где именно.
В моей ув. френдленте который год синхронно выигрывает и проигрывает все свои кампании Россия, одновременно улучшается и ухудшается любая ситуация, параллельно находит новые неоспоримые подтверждения и окончательно дискредитируется любая идея.
У каждого слова имеется по дюжине одних только раскрученных значений (что такое демократия? феминизм?свобода слова? тоталитарный? достойная жизнь? религия? образование? патриотизм? равенство? прогресс?). При этом коварство этих понятий таково, что невозможно не принять лично для себя какое-нибудь истинное значение каждого из них – но это истинное значение почти наверняка будет не тем же, что у любого вашего собеседника. Практический результат предсказуем: вокруг каждого из нас люди, которые НЕ ПОНИМАЮТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВЕЩЕЙ, ужас, до чего все отупели.
...Всё они понимают. Просто по-своему, ув. друзья. И процесс расхождения миров только ускоряется.
Поэтому самым ценным качеством нашего современника становится, пожалуй, умение вообще не оперировать понятиями, смысл которых намертво прикован к личным эмоциональным предпочтениям и потому может быть каким угодно. И не дискутировать ни с кем ни о чём в этих понятиях.
– Нет, вы скажите, чей Крым?
Ответом, лишённым эмоциональной абстрактности, будет «по факту Крым является субъектом РФ». Но с инфицированным эмо-истинами современником этот номер не пройдёт. Он тут же спросит, чей же Крым не по факту, а по справедливости; заявит, что справедливость всегда одна; уличит вас в уходе от ответа и, взмахнув крылами, улетит рассказывать, как он вас победил.
Поэтому просто не стоит водиться с современниками, которые задают абстрактно-эмоциональные вопросы. В лучшем случае такие вопросы задаются в рамках ритуального обнюхивания, чтобы выяснить, свой вы или чужой. В обычном, он же худший, случае такой современник просто желает убедиться в том, что вы именно такая сволочь, как он предполагал, и обругать вас.
Зачем тратить бесценное время своей жизни на такого современника?
К сказанному стоит добавить, что общества, слишком зациклившиеся на своих эмоциональных истинах, влачат не самое шикарное существование: они теряют население, территории и деньги, а взамен накапливают только воинствующую обиженность. Реализм и спокойствие для них становятся недоступным люксом.
23.11.2020
Виктор Мараховский
«Facebook»
Запись сделана 23/11/2020