Текст Романа Носикова с сайта «Однако»
Всё же мы народ, плохо приспособленный для того, чтобы нравиться богеме. В нас всё не так: мрачные рожи, серая одежда, грубые манеры. Мы мало улыбаемся и громко отдыхаем. Мы шовинистичны, империалистичны, агрессивны, недоверчивы. Мы не склонны к представительской демократии.
Мы совершенно не похожи на нормальные приличные весёлые народы — гуцулов, чехов, румын, поляков и венгров. У нас нет ни «Солидарности», ни Майдана. Мы покорны сами и агрессивно реагируем на проявления Свободы у других.
Наш Русский Мир — это опасное, непонятное, злое нечто.
Профессор МПГУ Елена Галкина:
У проекта «Новороссия» нет утопии, подобной коммунизму, фашизму или исламизму. Нет никакого светлого будущего. Единственная его цель, как видят её сами террористы, — насильственное присоединение части или всей Украины к тёмному настоящему России, которое лубянские пропагандисты лукаво окрестили русским миром. Отныне любая земля, где живёт русскоязычное население, может быть принуждена к русскому миру с его диктатурой чекистской олигархии, неофеодализмом, тотальной несправедливостью и культом жестокой силы.
Сатирик Виктор Шендерович:
Мы под этим совершенно разное понимаем. Для меня «Русский мир» — это Толстой и Рахманинов. А для них — Стрелковы, Гиркины. Это отдельный разговор.
Ведомая Путиным Россия самоустранилась из этого миропорядка, противопоставив Свободному миру свой собственный «Русский мир». Помимо «русскости» неотъемлемой частью этого мира является (опять же по факту) его альтернативная система ценностей — отказ от демократии, верховенство власти над законом, подчинённость личности государственному интересу. Конфликт между Россией и Украиной состоит в том, что Украина предпочла Свободный мир Русскому.
Я прошу отметить, что в трёх приведённых определениях Русского Мира он определяется как антитеза чему-то положительному — демократии, свободе, Толстому и Рахманинову.
Однако Толстой с Рахманиновым невозможны без русского народа, российской истории и российских трагедий.
Рахманинов пересылал средства со своих концертов в помощь Красной Армии. Что же касается Толстого, то тут всё совсем плохо — Лев Николаевич «Крымнаш» Толстой участвовал в обороне Севастополя от Цивилизованного Мира.
Жалко, что Виктор Анатольевич не исполнил коронный номер каждого российского интеллигента, которому учат в интеллигентских семьях, очевидно, с пелёнок, — не приплёл «Прощай, немытая Россия». Тогда можно было бы напомнить, что, во-первых, авторство Лермонтова спорно, во-вторых, русофильство Лермонтова бесспорно, а в-третьих, Лермонтов отличился «храбростью и хладнокровием» в вооружённой борьбе Российской Империи против чеченцев. Валерия Ильинична Лермонтову руки бы не подала.
Впрочем, я и так напомнил.
Русский мир — един. Из него нельзя выковырять Лермонтова, Толстого и Рахманинова, как изюм из булочки. Даже само желание их выковырнуть и присвоить, оставив всё остальное кому-то другому — признак крайне дурного воспитания и неуместной детской брезгливости по отношению к вещам крайне важным, жизнеобразующим не только для русского мира, но и для человечества вообще.
Русский мир, которым так отчаянно пытаются запугать себя, друг друга и всё вокруг наши интеллигенты, отличается от окружающего праздника с клоунами, хлопушками и сладким столом — осознанием своей ответственности как за себя, так и за веселящиеся свободолюбивые нации. За всё человечество в целом.
Не потому, что нам надо расширить зону своей ответственности на территории с ресурсами. Не потому, что нам необходимо конвертировать силу во власть, а власть в деньги. А потому, что мы уже несколько сотен лет наблюдаем, как этим заняты другие, и понимаем, что эти занятия несовместимы с выживанием человеческого рода.
Потому что русская культура дошла до осознания, что ближние — все, и нет никого чужого на этой планете.
…Так всё-таки: почему у нас такие мрачные рожи на этом празднике скачущей жизни?
У нас постные и мрачные рожи на этом празднике потому, что мы-то, в отличие от прыгающих подростков, дорвавшихся до бара предков, понимаем, что за всё придётся платить. И хорошо, если только деньгами.
Русский мир — это культурная общность носителей идеи ответственности за вразумление и воспитание человечества.
Не потому, что мы самые умные, самые добрые, самые талантливые. А потому, что наш исторический опыт, наша культура обязывают нас эту ответственность принять во избежание самых неприятных последствий.
…Мы сильно изменились за последний год.
С нами произошло то, что неизбежно должно было произойти в том случае, если у нас хватило бы гордости и смелости быть теми, кем были всю российскую историю наши предки — русскими.
Гордости хватило. Теперь должно хватить ума, терпения, любви и много чего ещё.
Нас настигла русская история. Нас настигла русская судьба. Нас настигло русское предназначение.
Народ легко идеализировать, спихивая все моральные издержки, все ошибки, все трагедии исторических решений на генсеков и царей. Сейчас времена изменились. Цари и генсеки не могут взять на себя всё — они вынуждены делить часть ответственности со всем народом.
Никакой монарх больше не может защитить нас от переживания истории.
В этом году русский народ после долгого перерыва вернулся в историю и с нами снова стали происходить исторические события.
Вот откуда эта тяжесть на наших плечах, которую мы чувствуем весь последний год. Это она — история — снова течёт по нашим артериям. Это она — наша судьба — снова и снова смотрит нам в глаза. Это оно — наше предназначение — снова лежит у нас на плечах, как небесный свод на плечах титана.
А это значит, что большинство из нас должно каким-то чудом отыскать в себе силы, достойные нашей истории. Такие, чтобы не испортить сюжет. Такие, чтобы не испортить трагическую паузу неуместной истерикой.
Нужно иметь коллективную голову, достойную шапки Мономаха, и шею, способную выдержать её тяжесть.
Это — дополнительная причина для некоторой мрачности.
Впрочем, есть повод и для поздравлений. Нас, граждане, можно поздравить с возвращением в историю.
23.10.2014
Роман Носиков
Сайт «Однако»
Запись сделана 12/12/2014