Невидимый мир
Решил занести в записную книжку и этот текст, взятый со странички Ивановского Свято-Введенского женского монастыря. Приятно встретить трезвый взгляд на тему, на самом деле достаточно важную для каждого человека.
* * * * *
Гадание: молебен сатане
В прошлом году, в предрождественском выпуске одной весьма уважаемой газеты поместили просветительский материал о гаданиях, астрологии, ворожбе и прочих оккультных услугах, а на следующей полосе оказалась статейка с доступным изложением техники гадания для всех желающих. Как там было сказано, «если хотите узнать свое будущее — не откладывайте! Святки для этого самое подходящее время…»
К сожалению, это не смешно, а грустно. Безпорядок в работе редакции — это всего-навсего отражение безпорядка в наших мозгах. Слишком многие у нас либо вовсе не хотят знать, что за товар предлагают нам оккультисты, либо имеют о нем знания куда более расплывчатые, чем о квантовой механике (с ней все-таки знакомят в средней школе). Есть, конечно, и знатоки — те, кто пользуясь всеобщей наивностью и незнанием, настойчиво добивается своих коммерческих, идеологических и прочих целей.
Что же такое «святки»? «Святые дни», 12 дней между двумя великими праздниками Рождества Христова (25 декабря) и Богоявления (6 января). По новому стилю — гражданскому календарю — они приходятся на 7 и 19 января соответственно. Как и многие другие события годового богослужебного цикла, этот праздничный период имеет языческую, до-христианскую историю. В своей борьбе с идолопоклонством Церковь последовательно вытесняла языческое содержание из народных праздников, заменяла его христианским. Так возникали благочестивые народные обычаи; у разных христианских народов, в разных странах мира, они различны по форме, но одинаковы по смыслу и цели: помогать человеку на его земном пути к Небу.
Но зло не сдавалось без боя — как не сдается оно и теперь, контратакуя при первой же возможности, — и благочестивые обычаи в свою очередь отступали под натиском злочестивых. Еще в XVII веке патриарх Иоаким с горечью писал о московских святках: «Мужие с женами и девками ходят по улицам и к бесовским песням многие сквернословия присовокупляют, и плясания творят на разжжение блудных нечистот…» И поскольку по части бесовских песен, сквернословий и блудных нечистот инициатива сегодня перешла к дискотеке и телевизору, на линию антихристианского огня выдвинулся оккультизм, особенно в виде всякого рода гаданий — будь то примитивные упражнения с зеркалом в темной комнате, астрологические фокусы, или другая бесовщина за жульнической завесой наукообразных терминов вроде «биоэнергии» .
Как это нередко бывает, труднее всего донести знание до тех, кому оно больше всех нужно. Сознательному верующему не надо объяснять, что любое гадание так или иначе имеет оккультную, бесовскую природу: это для него самоочевидно. А клиенты бабушек, дедушек, экстрасенсов и биоэнергетиков, даже те, что искренне называют себя православными, слабо воспринимают свидетельства Святого Писания, церковных документов и христианских авторов. Приведем все же, для их сведения и духовной пользы, выдержки из 61-го Правила Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое обобщает многовековый опыт церковной жизни и безоговорочно принимается всеми православными христианами (и, по крайней мере в теории, огромным большинством инославных) :
«Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них нечто, подлежат отлучению от Св. Причастия на шесть лет, согласно с прежними постановлениями. Той же мере надлежит подвергать и тех, кто соединяя обман с безумием, произносит гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков. Упорствующих же и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо Что общего у света с тьмою? — как говорит апостол (2Кор. 6:14-16), — Какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и Велиаром?»
В ответ на это нередко выдвигают следующее серьезное возражение. «Не перегибаете ли вы палку, — говорят нам, — именуя гадание молебном сатане? Не нагоняете ли пустого страха, драматизируя невинную игру, в которую безо всякого вреда играли многие поколения наших предков?» И, конечно, тут же вспоминают:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны…
— Итак, — заключают наши критики, — по-вашему выходит, что Ларины со всем своим окружением были завзятыми сатанистами…
Разумеется, это чистейший вздор. Но прежде чем объяснять, что переменилось за прошедшие полтораста-двести лет — не столько в самой природе гаданий, сколько в нашем собственном состоянии, — рекомендуем внимательно перечитать Пятую главу «Онегина» и разобраться, как связан навеянный гаданьями кошмарный сон с сюжетной линией романа и с реальностью, стоящей за его строками.
Воздействие оккультных сил на душу разумно уподобить воздействию бактерий и других болезнетворных факторов на тело. Мы открыты для множества вредоносных, потенциально опасных влияний — но обычно даже не замечаем их. Богом созданное человеческое тело обладает превосходным набором защитных сил; но стоит им отказать, как смерть обступает нас со всех строн. Незначительные отклонения от нормы теперь уже не выправляются, как в здоровом организме, а усиливаются и приводят к гибели. Больной гемофилией гибнет от неглубокой раны, а СПИД («модная болезнь — она недавно нам подарена»), выводя из строя иммунную систему, превращает в смертельную угрозу множество сравнительно невинных микробов.
В точности то же самое произошло с душой человека. Отвернувшись, отказавшись от Бога, люди потеряли душевное здоровье и вместе с ним — иммунитет к вредоносным воздействиям невидимого мира. Утрачена, полностью или частично, защита от сатаны и его слуг; гадание, которое во времена Пушкина было невинной игрой, в наше время стало прямым, смертельно опасным безумием.
Чтобы убедиться в таком выводе, оглянитесь кругом и увидите целый ряд сходных явлений. Кому бы лет 30-40 назад пришло в голову опасаться волшебных сказок для детей?? А сегодня родители в полном отчаянии пытаются тем или иным путем затормозить волну макулатуры под названием «Гарри Поттер»… Что нового в этих книжках? Решительно ничего. Колдуны, ведьмы и заклятья все те же; а вот дети — другие, без иммунитета против сатаны. И родители, даже те, кто на словах отрицает и Бога, и дьявола, ощущают это очень остро.
При этом речь идет вовсе не только об оккультной сфере. Сколько поколений мальчишек всех стран играли в войну, размахивая игрушечными саблями и ружьями, и никого это, естественно, ничуть не волновало. Сегодня же в США за пластмассовый кинжал в ранце детей выгоняют из школы, а изготовители игрушек наперегонки снабжают свою продукцию ярко-красными нашлепками на дуло, чтоб кто-нибудь часом не принял игрушечный пистолет за настояший…
Примеры легко продолжить. Утрата нормы в образе жизни и мировоззрении — характерная черта нашего нового века, естественный и давно предсказанный итог утраты Христа. Потому-то и превращаются безвредные некогда забавы в игры с дьяволом… Как видно, они с самого начала не были такими уж безвредными: недаром Шестой Вселенский собор принял свое 61-е Правило.
Остается один-единственный вопрос. Если гадание — это молебен сатане, то должен ли человек вообще интересоваться своим будущим?
Да, должен (хотя возбужденность, напряженность этого интереса в современной массовой культуре, конечно, нездоровая). Полностью знать будущее мы в принципе не можем, но, во-первых, мы можем и должны знать общее направление развития событий — «различать знамения времени», о чем говорил Спаситель, — а во-вторых и в-главных, каждый из нас должен знать свой собственный курс, иными словами — Божию волю о себе самом.
Чтобы этого достичь, надо в самом деле (тут мы соглашаемся с оккультистами!) обратиться от мира видимого, материального, к невидимому. Но в невидимом мире наши пути резко расходятся. Они идут на службу силам зла — падшим духам, бесам, — а мы, следуя Первой заповеди, служим Единому Богу в Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Церковная молитвенная жизнь — христианская альтернатива гаданию и тому подобным оккультным службам. Молитва дается не вдруг и не легко, но в серьезном деле не ищут быстроты и легкости. Вслед за Псалмопевцем, за каждой утреней мы повторяем слова 142-го псалма:
«Скажи ми, Господи, путь, в-онь-же пойду, яко к Тебе взях душу мою».
Иеродиакон Макарий.
Запись сделана 19/11/2003