Страшный ангел учит читать короткие книги

Домашняя страница: сайты, записная книжка и фотоальбом

14/04/2023

Страшный ангел учит читать короткие книги

Заметка Виктора Мараховского с сайта Sponsr.ru


Четверг, ув. друзья, но у нас экстренное включение рубрики «Собеседники Вечности» — в связи с приближением тематического дедлайна. В студии ув. Собеседница Вечности Татьяна Виноградова с крайне актуальным, уместным и своевременным вопросом.

«Здравствуйте, Виктор.

Скоро христианские праздники Благовещение и Пасха. И вот уже пару недель мне не дает покоя такая штука. А именно, отсутствие интереса к Марии, когда она уже взрослый человек. Из великих двенадцати праздников ей посвящено четыре, три из которых – её детство, а четвёртый – успение. Никого не интересовало, что она думала и чувствовала, когда видела, что её сын решился на что-то очень странное, когда видела, что она, дочь очень пожилых родителей, скорее всего останется без внуков. Получается, что про женщину лет 50, которая в моём понимании гораздо интереснее девочки, почти никакой инфы. Допускаю, что дело в моей необразованности, и польские или, допустим, итальянские теологи про это писали. Но мне интересно Ваше мнение.

Спасибо!»

Маленькое предуведомление:

Вдумчивый текст ниже может показаться несколько резким. Эта резкость, однако, ни в малейшей степени не умаляет безусловной похвальности вопроса ув. Татьяны.

Конец маленького предуведомления.

Вначале уместно сообщить один поразительный (хотя и довольно оскорбительный) факт.

В новелле 2020 года «Благословение небожителей» 250 глав. Данное произведение в жанре даньмей, написанное китайской дамой для девочек и повествующее о приключениях бисексуального божества-неудачника на небесах и на земле, пользуется невероятным успехом не только в КНР, Республике Корея и Японии, но также в Северной и Южной Америках, Европе и, как сообщают мои источники в лагере старшеклассниц, в нашей ув. стране.

Те же источники сообщают, что вышло уже продолжение, и такого же циклопического объёма — что делает приключенческо-магическо-гомоэротическую новеллу тяжеловесом в мире литературы, оставляя за флагом не только всяких львов николаичей и сервантесов с гомерами, но и, пожалуй, Махабхарату (традиционно считавшуюся одним из крупнейших по размеру литературных произведений).

Неверно думать, будто современность ничего не читает. Она читает взахлёб и впроглот. Просто то, что она читает, выглядит примерно так:

«Какой бы беспечной ни была улыбка на лице Хуа Чэна, его рука не дрогнет.

Цзюнь У, внимательно посмотрев на клинок меча, спокойно произнёс:

— Чжусинь, мы так давно не виделись.

Фансинь… или теперь следовало называть его Чжусинем, издал низкий звон.

Се Ляню раньше всё время казалось, что Фансинь уже очень стар и немощен, и, возможно, скоро сломается; но, к неожиданности принца, попав в руки прежнего хозяина, меч исполнился силы, которой никогда не обладал в руках Се Ляня!

Каждый раз, когда Чжусинь и Эмин сталкивались клинками, Небесный мост содрогался, словно вот-вот рухнет прямо в лаву. Сила и скорость, с которой сражался Цзюнь У, ощутимо повысились на целую ступень. Хуа Чэн, по-прежнему не уступая противнику, всё же нахмурился, сделавшись суровее. Остальные, наблюдая за битвой издалека, также не могли сдержать потрясения в душе.

Ведь каждым свим выпадом Цзюнь У безжалостно целился в правый глаз Хуа Чэна!»

Почему данный факт оскорбителен? А вот почему.

В Евангелии от Матфея 28 глав (это очень короткая книга. Впрочем, и весь Новый Завет — это очень короткая книга).

И там нету талисманов магической силы, улыбок на лицах няшных демонов, а также повторяющегося из романа в роман в китайской девичьей литературе чувственного эпизода «двое няшних мальчиков, плывущих по реке в одном гробу».

Проблема в том, что ув. современность, добираясь до Евангелия, пытается читать его как лимбическую литературу (предполагающую цепочку трюков, описаний детских эмоций, поцелуйчиков и спецэффектов, каждый из которых прекрасно связывает квант человеческого внимания, аннигилируя время, и высвобождает немного приятности, и заполняет бесконечную пустоту этой бессмысленной жизни).

Евангелие не является лимбической литературой. Евангелие — это повествование о том, как и зачем Бог вочеловечился и пожертвовал Собой, чтобы спасти людей от бесконечной бессмысленности и уничтожить её — а вовсе не для того, чтобы помочь приятно коротать её.

Евангелие — это рассказ о Христе, написанный верующими для тех, кто сами веруют в Христа или способны уверовать.

Это значит, между прочим, вот что. Читать Евангелие имеет смысл, если говорить обобщённо, двумя способами.

  1. Как образец древней религиозной литературы (для общего развития и эрудиции). Такой подход логично требует от читающего большой любознательности и широкого объёма знаний. Наш ув. современник, читающий Евангелия как образец древней религиозной литературы, естественным образом должен ознакомиться также с предшествующими и современными им произведениями — т.е. книгами Ветхого Завета, классической греческой (и отчасти римской) философии, герметического корпуса, апокрифами, полемикой, комментариями, священной литературой древнего Египта, древней Месопотамии и древнего Ирана, и, наконец, проштудировать с интересом научпоп о политической, этнорелигиозной и экономической повседневности римской провинции Иудея (и вообще Pax Romana) первого века нашей эры.

    В этом случае ув. современник поймёт контекст каждого из эпизодов каждого из Евангелий по-настоящему хорошо. И сможет, например, высказывать свои догадки о том, почему маги заявились в г. Иерусалим к местному монарху с вопросом «мы видели звезду, где родившийся Царь Иудейский», и почему, найдя, они принесли в качестве даров золото, ладан и смирну.
  2. Как повествование о том, как и зачем Бог вочеловечился и пожертвовал Собой. Такой способ чтения тоже требует контекста — но уже не интеллектуально-эрудитского, а личностного. Подобное чтение предполагает веру ув. читателя в то, что у него есть душа, и готовность испытывать не только скуку, страх, уныние, гнев, вожделение и удовлетворение.

В этом случае ув. современник поймёт, почему верующие любят Бога, которого никогда не видели, о чём просят и за что благодарят — и почему ради этой связи с невидимым готовы переносить испытания и неприятности, порой бесконечно чудовищные.

Единственный способ, которым читать Евангелия не имеет смысла — это способ читать их как вымышленный рассказ о приключениях скупо прописанных персонажей с маленьким количеством диалогов, редкими и скупо же прорисованными спецэффектами и практически без описания внешностей, нарядов, Чувств и Эмоций; рассказ, призванный заполнить ещё немного бесконечно пустой бессмысленности этой жизни.

Как лимбическая литература Новый Завет просто не работает.

Теперь перейдём к вопросу ув. Татьяны.

Евангелие — это рассказ о Христе. В первую и в главную очередь. Люди, верящие в Бога, написали о том, как их Бог пришёл к ним и как их спас.

При этом, отмечу, Евангелие демонстрирует отсутствие интереса не только «к Марии, когда она уже взрослый человек», но и ко Христу, когда Он уже взрослый: с 0 до 12 лет и с 12 до 30 Бог христиан (а также Его внешность в человеческом воплощении, профессиональные навыки, друзья и занятия) находится за пределами рассказа. Евангелие по сути описывает — причём предельно кратко — лишь три года, перевернувшие мир.

Какова роль Марии в этом рассказе? Если пересказывать очень коротко, то сидит девушка, никого не трогает, и внезапно к ней является страшный ангел (ангелы — страшные, я уже об этом писал. Первая фраза, которую они говорят людям, почти всегда одинакова: «не бойся». Если бы они были няшными амурчиками из западноевропейской живописи Ренессанса, вряд ли бы им приходилось постоянно с этого начинать). И сообщает девушке, что она родит от Бога.

Это, между прочим, в чисто практическом смысле смертный приговор. За зачатие вне брака по местному УК полагается побивание камнями (казнь высшей степени жестокости, требующая от исполнителей азарта и высокого накала ненависти к казнимым).

И девушка отвечает: хорошо.

И далее она появляется в рассказе как родившая Богочеловека в пещере; как бежавшая в Египет; как приходящая увидеть своего одновременно Сына и Бога, но стоящая снаружи дома; как стоящая у креста во время распятия; как пребывающая с апостолами после того, как Бог был казнён и воскрес.

Описание сопутствующих и последующих событий в жизни Марии уже относится не к канону Нового Завета, но к куда более широкому христианскому Священному Преданию (а это очень, очень, очень много текстов, рассказов, обрядов, песен, картин и даже зданий). И здесь мы никак не можем сказать, что к земной жизни Марии «нет интереса». Посвящённых ей рассказов столько, что они наполнили бы собой не одну библиотеку. Есть среди них и множество текстов о том, что чувствовала Мария, видя служение, страдания и казнь Христа.

Это не у христианства нет интереса к жизни Марии. Это у современности нет интереса — одни претензии, основанные на игноре.

Я уже не раз за прошедшие дни повторял, что в отношениях нашей современности и религии есть великая загадка: современность воображает себя экспертом по религии, ничего или почти ничего не желая о ней знать.

Говоря образно, современность в своём диалоге с религией подобна пареньку, заявляющему IT-индустрии:

— Ваш искусственный интеллект — полная фигня. Он даже не умеет отличить собаки от кошки на фотографии.

— Но постойте, — поражённо отвечает IT-индустрия, — где вы были последние двадцать лет?

— Не ваше дело, где я был. Мне некогда разбираться в ваших кодах и алгоритмах. Почему ваш ИИ такой тупой?

— А что вы вообще о нём знаете?

— Я знаю, что он тупой и не может отличить кошки от собаки. Что вы можете на это ответить?

— Только то, что он может отличить кошку от собаки, а тупой здесь кое-кто другой.

— Ага! Переход на личности, лол. Слив засчитан.

... К сказанному остаётся добавить ещё одно короткое рассуждение. Ув. Татьяна интересуется, «что она думала и чувствовала, когда видела, что её сын решился на что-то очень странное, когда видела, что она, дочь очень пожилых родителей, скорее всего останется без внуков. Получается, что про женщину лет 50, которая в моём понимании гораздо интереснее девочки, почти никакой инфы.».

Если мы читаем Св. Писание и Св. Предание любым из осмысленных способов (см. выше), то Мария — не «женщина лет 50, увидевшая, что её сын решился на что-то очень странное». В контексте повествования она Богородица — та самая, к которой явился страшный ангел со смертным приговором. Та самая, к которой в пещеру приходили волхвы и пастухи. Та самая, которая слышала хор небесных сил в момент Рождества и «слагала всё сие в сердце своём». Та самая, которая обращается ко Христу «Сын мой и Творец».

У нас нет, мягко говоря, оснований полагать, что той Марии, которая Матерь Божья, приходили в голову идеи вида «что-то сынок задумал странное» и «неужели я останусь без внуков».

Подобные штуки вообразить себе возможно только при чтении около-, а вернее, внерелигиозной беллетристики XX-XXI столетий, хайпующей на христианской тематике. Вся эта беллетристика, написанная людьми в разной степени религиозной деградации (это не значит, что они дураки. Это значит лишь, что они религиозно деградировали — ибо человек религиозный не станет оскорблять святость, по его убеждению бесконечно превосходящую его, мелкотравчатыми психологизмами себе по размерчику), выгодно отличается от Св. Предания простотой восприятия.

Но вся эта беллетристика имеет отношение не к религии, а к дамским эпическим новеллам. Чья задача, повторюсь — не уничтожить бесконечную человеческую бессмысленность, а помочь скоротать её.

Читать Евангелие как несколько тысяч слов может каждый (читать код как несколько сотен тысяч символов тоже может каждый). Но для того, чтобы читать Евангелие так, как его читают христиане — стоит попробовать понять то, что они понимают.

Автор: Виктор Мараховский

13.04.2023

Источник: Sponsr.ru/marahovsky/31363/Strashnyi_angel_uchit_chitat_korotkie_knigi/


Запись сделана 14/04/2023

Навигация по записной книжке:

Поиск по сайту

Навигация по сайту: