Заметка Виктора Мараховского из «Фейсбука»
Я, ув. друзья, наткнулся на статью (не очень новую, конца 18-го года, так что всё могло с тех пор усугубиться) в модном североамериканском издании под названием «Я трачу почти четверть своего дохода на психотерапию».
Героиня статьи — 29-летняя Сара из Бруклина — ходит к своему психотерапевту еженедельно, тратит по 150 долларов за сеанс. Зачем? Это помогает ей менеджерить свою тревожность и «расстройство питания». Дорого, конечно, но ей и так пришлось найти терапевта подешевле, а попытки пересесть на йогу и на старое доброе отрицание проблем сорвались. И между прочим — ей очень, очень помогает.
... На этом месте я решил проверить статистику. К сожалению, совсем новых данных нет, но уже в 2004 году 60 000 000 жителей передовой страны пользовались услугами психотерапевтов и 80% из них находили это крайне полезным.
С тех пор население США выросло примерно на 10-12%, то есть порядка 70 миллионов граждан отдают от 20 до 200 долларов в неделю, или от 80 до 800 в месяц, специалистам, помогающим им бороться с тревожностью, гневом, желанием съесть пончик, желанием засадить дорожку и так далее.
Ситуация усугубляется тем, что сейчас перечень как бы нормального — резко расширился. И (это уже из совсем свежей публикации, этого июля) некоторые уже жалуются на то, что трудно найти нормального психотерапевта, который бы принял и не относился внутренне критически «к моему полиаморному образу жизни».
И США, между прочим — не самый клинический случай, ув. друзья. Я читал, что в Буэнос-Айресе (где по нашим представлениям солнце, танго, аргентинки, стейки и маракасы) самое большое в мире на душу населения число психотерапевтов, и к ним ходит большинство населения.
В связи с этим имеются два соображения.
- И эти люди, кажется, смеются над простаками, у которых жирные попы/ксендзы/пасторы вытягивают деньги под исповеди, отпущение грехов и прочую метанойю.
- С ползучей ликвидацией понятия греха (он же аморалка) задача психологов становится совсем затейливой — ведь к ним приходят не затем, чтобы они помогли избавиться пациентам от полиаморности или зависимости от антидепрессантов, а чтобы эти милые особенности не порождали неуверенности, панических атак и излишнего веса.
Это последнее — крайне интересный момент. Современность, чорт побери, оберегает человека от осознания собственной неправильности — вместо этого она журчит о том, что главное подстроиться под своё естество и зажить с ним в любви и согласии.
Но что если осознание своей неправильности — тоже своего рода естественный дар. Что если человеку во все времена, и наше не исключение, естественно осознавать себя несовершенным, и ориентироваться на идеал, и работать над собой, и сокрушаться о своей слабости. Что если впаривание человеку его самого в качестве вполне совершенного существа, которому лишь нужно осознать и принять своё совершенство — в действительности не прогресс, а грабёж.
Ведь оно (и притом за большие деньги) ампутирует современнику возможность обратиться в качестве абсолюта не к себе и не к востребованным злободневностью ролевым моделям, а чему-то поистине абсолютному.
Разумеется, любой человек есть маятник. Но, может быть, условная чосеровская Батская Ткачиха, чередующая свою развесёлую повседневность с периодическими паломничествами и искренним раскаянием во всём-всём-всём, жила счастливей современных полиаморных биполярников.
Хотя бы потому, что ей не приходилось мучительно устанавливать свои грехи на алтарь.
03.08.2020
Виктор Мараховский
«Фейсбук»
Запись сделана 03/08/2020