Текст Михаила Леонтьева с сайта «Однако»
Честь и слава учителю Волкову из легендарной 57-й школы, остановившему хотя бы на время неумолимую поступь образовательной реформы в России. Однако создаётся впечатление, что, подкладывая каменюки под это безумное колесо прогресса, мы боремся с ветряными мельницами.
Конечно, обязательных предметов в этом самом стандарте не четыре, а несколько больше, и можно вставить ещё пару, идея вариативности образования — вещь вполне достойная обсуждения... Но бессмысленно корректировать данную реформу, отвлекаясь от её реального и публично заявленного содержания. Это содержание — прагматизация.
Как заметил один из авторов стандарта, главный просвещенец Кондаков, «то, что входит в школьную программу, должно ребенку обеспечить его дальнейшую успешность». Успешность в чём? Если наиболее успешными поприщами являются чиновник и проститутка? И какое это вообще имеет отношение к ОБРАЗОВАНИЮ?
То есть если действительно задача формулируется как предоставление образовательных услуг (кстати, заметьте, как здесь невольно и неумолимо просачивается платность, хотя не в этом главное), то всё делается в принципе правильно. При обратном подходе идея народного образования не в обслуживании верно или неверно осознанных потребностей образовываемых, а в том, какие граждане, какого качества и возможностей нужны стране.
Классическое гимназическое образование, как и следовавшее ему советское, были действительно направлены на формирование самостоятельно мыслящей личности. Фундаментальное образование, по сути своей, непрагматично. Прагматизация образованного и мыслящего человека — это его собственная проблема, а также проблема работодателей, ищущих нужного им работника. Фундаментальные знания не могут быть лишними. В конце концов, если человек по собственному желанию и возможности не получил должного объёма образования, то его просто следует считать плохо образованным. И всего-то. Ну не может образованный человек знать меньше гимназической программы! Больше может, а меньше нет! Идея выдать плохое образование за прагматичное — это деликатный PR-ход, препятствующий образованию тяжёлых комплексов у широких народных масс.
Народное образование искомого качества — это потребность страны, если таковая существует, и страну никак не трогает, нужно ли это самому учащемуся, его маме и папе, если таковые имеются. Вообще ребенок — это существо, которое, безусловно, нуждается во внешнем принуждении, его надо «ввести в образ», хочет он того или нет. С другой стороны, требование к качеству массового образования — это самая точная характеристика государства, его целей и амбиций. Советскому государству нужно было всеобщее гимназическое образование. А нынешнему, стало быть, не нужно?
Системным принципом постсоветской эволюции является предельная ликвидность. То есть вы не можете произвести велосипед, потому что металл, резина и краска продаются быстрее. Да и стоят дешевле. Образовательная услуга тоже стоит дешевле и продается быстрее. И продукт этой услуги тоже более ликвиден. Его проще использовать в качестве низкоквалифицированного трудящегося или низкоквалифицированного паразита. Это и есть успех прагматизации.
15.02.2011
Михаил Леонтьев
Сайт «Однако»
Запись сделана 26/05/2011