Война со Сталиным, Победа — без него?

Домашняя страница: сайты, записная книжка и фотоальбом

08/05/2010

Война со Сталиным, Победа — без него?

Текст В. Т. Третьякова


Накануне 65-летия Победы в «верхних» и прилегающих к ним слоях общества разгорелось несколько дискуссий, главная из которых сводится к вопросу: можно или нельзя использовать портреты Сталина в праздничном оформлении улиц, площадей, транспорта? Вообще всего, что так или иначе связано с юбилейными мероприятиями?

Решение, разумеется, было принято, как у нас и при Сталине полагалось, до всяких дискуссий — начальством. Но и поспорить людям не мешали.

Ветераны войны и иные ретрограды и консерваторы выступили за присутствие Сталина в юбилейном строю. Прогрессисты, «демократы» и вообще «цивилизованные граждане», естественно, против. Власть, боящаяся обвинений в сталинизме так, будто бы в ее рядах есть хоть один потенциальный Сталин, примкнула, получается, к прогрессистам.

Почему? Этого она не объяснила. С одной стороны, вроде бы и так ясно: преступления сталинского режима и лично Сталина перед собственным народом... С другой, при отмалчивающейся на сей счет власти, логику её мыслей по этому поводу ветераны и прочие ретрограды вынуждены вычитывать в заклинаниях прогрессистов и иных приобщившихся к «европейским ценностям» ораторов.

Ветераны недоумевают. Вроде бы все их поздравляют. Благодарят за великий подвиг и великую Победу. Если бы, говорят, не вы, мы бы и не жили сейчас. То есть — всё в ветеранах хорошо и величественно: боевые свершения, седины и ордена. И даже мысли. Все. Кроме одной. В своем почтении к Сталину вы заблуждаетесь. А чтобы не заблуждались — мы вам на его портреты в эти дни смотреть не дадим. Если сами в руках будете носить — не вырвем. Но на стены и афишные тумбы не повесим.

Я попробую реконструировать логику ветерана и ретрограда.

Помнит этот ветеран, как в сталинские годы после снятия с должности или расстрела какого-нибудь до того «выдающегося деятеля партии и правительства», его портреты исчезали со стен домов, а статьи о нем вырезались из учебников и энциклопедий.

Помнит ветеран, как Никита Хрущев, разоблачивший культ личности Сталина и заявивший, что и военачальник из него никудышный и планировал он стратегические операции на глобусе, зачем-то задвинул на третьестепенную должность обвиненного в бонапартизме маршала Жукова, который вроде бы на глобусе ничего не планировал и даже принимал Парад Победы. И еще помнит, что за десять лет своего руководства Хрущев стал четырежды Героем Советского Союза и Социалистического труда. А Сталин за почти тридцать лет получил всего лишь одну Золотую звезду.

Помнит ветеран и то, что полковник (в годы войны) Брежнев, не особо склонный к разоблачению Сталина и даже вроде бы подумавший о возвращении Волгограду имени генералиссимуса, все-таки не удержался и наградил себя Орденом Победы, который и в годы-то войны не всякому маршалу вручался. А заодно и маршалом себя Брежнев сделал.

И именно в этот ряд встает решение нынешних властей. Которым тоже, получается, всё в той Победе нравится до восторга и слёз в глазах. Всё — кроме Сталина, который к ней вроде бы и не причастен. Или не заслуживает её. Все остальные заслуживают, а он — нет.

О той войне ветеран знает не меньше нашего. Но поскольку он человек читающий и смотрящий телевизор, то все равно узнает сегодня много нового. На каждого убитого немца Жуков положили по десять советских солдат. Выиграли войну штрафные батальоны. На оккупированной территории жилось людям вроде неплохо. При вступлении в Германию советские солдаты (то есть и он, ветеран) изнасиловали несколько миллионов немок. И вообще, лучшая часть нашего населения погибла либо в годы репрессий, либо на войне.

Сидит ветеран, читает это, слушает выступления прогрессистов и даже некоторых историков и осознает, что он — либо преступник, либо то худшее, что сохранилось после гибели лучшего. Грызут его на сей счет естественные сомнения. Но поскольку ветеран видел в своей боевой и мирной жизни разное — в том числе и весьма неприглядное, он уже со всем готов согласиться. Ведь он-то, старый пень, всё забыл и перепутал, а эти говоруны умнее и образованней его.

И совсем уже готов ветеран смириться с современной трактовкой его личной и его страны истории, как тут последняя капля. Сталин — преступник и бездарь. Жуков — не совсем бездарь, но мясник. Оружие советское — дерьмо. Да и то всё украдено в чертежах на Западе. Ну и так далее... Но кого же взамен всему этому скопищу преступников дадут как хоть какую-то опору и светоч его, его народа и его страны проклятого прошлого? На кого хоть помолиться перед смертью — ради спасения души? Ищет ответа ветеран у окончательно разгромивших его веру и смысл его уходящей жизни прогрессистов и отечественных блюстителей «европейских ценностей». Ищет у них, ибо сам уже ничего не понимает.

И они, прогрессисты и блюстители, дают ему ответ: а вот, пожалуйста, — генерал Андрей Власов!

И тогда вскипает душа ветерана, железной вертикалью возрождается его логика, забывает он все репрессии и обиды и кричит: — За Родину! За Сталина! За правду!

Да не кричал ты так, когда поднимался в бой, говорят ему. Кричал ты: — Ё...твою мать!

А он уже и не помнит (правда, другие утверждают, что точно всё помнят — и что они кричали, и что другие на всех фронтах), что тогда кричал. Но сейчас всё равно кричит: — За Родину! За Сталина! За правду! За Победу со Сталиным во главе!

И я понимаю этого ветерана. Более того, знаю я, о чем еще, кроме описанного выше, думает в этот момент ветеран и десятки миллионов других «сталинистов» в России и не только в ней. Может, Сталин и преступник, но он был Верховным Главнокомандующим Армии, выигравшей войну и победившей Гитлера. А вы-то, непреступники, что выиграли, кроме того, что проиграли из выигранного Сталиным? Если даже памятник советскому солдату в бывшей гитлеровской провинции не смогли защитить... Может, Сталин и диктатор, но глобальную сверхдержаву создали не вы, демократы, а он! А какая по счету в мире теперь у вас держава? Может, Сталин и боялся своего народа, но под охраной по городу ездил только он один. А кто из вас, друзей народа, сейчас не побоится хоть на час появиться на улице без охраны? А ведь вас, охраняемых, ныне тысячи!

Разумеется, мне известны все правильные ответы на эти неправильные вопросы. Думаю, и ветераны, и иные «сталинисты», если успокоятся, вспомнят эти ответы. Только не успокоятся они. Ибо у них отняли всё — и больше всего, они это знают, именно в последние 15-20 лет. То есть тогда, когда пришли к власти антисталинисты. То, что капиталистического и демократического рая не дали взамен, это понятно. Но даже и просто порядка, который, уж это они точно знают, Сталин наводил лучше вас, просто порядка, чтобы не избивали на улице и не убивали дома за квартиру или боевые награды, не дали.

Что же вы им 9 Мая 2010 года преподносите их Победу с отрезанной фигурой Верховного Главнокомандующего?! Ведь они знают: свято место пусто не бывает. Если не Сталин, то кто? Власов?

Они уверены, что Власова, как только они, ветераны, умрут, поставят на место отрезанной фигуре Сталина. И тем самым окончательно очернят и оплюют их жизнь, их страну и их Победу. И знаете, почему они в этом уверены? И почему всё больше и больше боготворят Сталина? Потому, что еще больше уверены в том, что случись такая война сегодня, во всей нынешней элите со всеми ее добродетелями и демократизмом, ни одного победоносного главнокомандующего не найдется, а вот генералов Власовых — хоть отбавляй.

А в сказки о том, что в той войне победил «народ вопреки главнокомандующему», бывшие солдаты (да и нынешние) не верят. Они ведь знают цену командиру в бою и главнокомандующему в войне.

Конечно, они ошибаются, эти ветераны. И десятки миллионов других «сталинистов» ошибаются. И я вместе с ними, следуя в этой статье их логике, ошибаюсь. Но кто или что в сегодняшней жизни это убедительно доказывает?

9 Мая 2010 года будет Парад Победы. Будет Москва — столица страны-победительницы в праздничном убранстве. И ни одной фотографии Верховного Главнокомандующего на зданиях Москвы.

Но в этот день обязательно покажут по всем главным телеканалам страны пленку с Парада Победы в июне 1945 года. И на ней возникнет фигура Сталина на Мавзолее. И его лицо. И он — из прошлого и уже из Истории — посмотрит на нас всех и улыбнется своей хитрой улыбкой... И подумает: — Мне-то теперь всё равно. А вам — не стыдно? Мне, диктатору, таким и положено быть. А вам — свободным людям? Ну тогда повесьте портреты Власова. Или Эйзенхауэра, если вам так легче...

И снова улыбнется.

В. Т. Третьяков


Запись сделана 08/05/2010

Навигация по записной книжке:

Поиск по сайту

Навигация по сайту: