Заметка Максима Соколова из журнала «Эксперт»
Шум, поднимаемый общественностью по поводу пиров Валтасара, а равно и пиров Куршевеля, каковые пиры, будучи и сами по себе зрелищем сильно на любителя, отличаются к тому же крайне удачным выбором места и времени (см. недавнее гуляние богатейших русских пионеров на крейсере «Аврора»), трудно свести к одной лишь классовой ненависти. Хотя спору нет: если бы даже небольшую часть тех средств и той энергии, что тратятся нашими богатейшими капиталистами на методическое разжигание этого сильного чувства посредством публичных песен и плясок, направить на мирные цели — сколь процвела бы родная страна.
Впрочем, войдем и в их положение. В уединении чаша жизни отчего-то совершенно не пьется, а способна доставлять удовольствие лишь при ее упивании на людях. Может быть, и так, в том, собственно, и суть показного потребления, но зачем тогда обижаться ниже удивляться на последующее «Гав-гав-гав!» — не проще ли считать это необходимыми издержками наслаждения чашей.
Тем не менее, когда бы все сводилось к наслаждению показным потреблением, ситуация была бы несколько проще. Понять — пусть не сразу, с ходом времени, — что обжирание напоказ перед толпами не то чтобы совсем голодных, но и от пресыщения тоже не страдающих есть пробуждение демонов, — вряд ли для такого понимания нужно обладать сверхъестественно высоким умственным и нравственным уровнем. Достаточно и умеренного инстинкта самосохранения.
Сложность заключается в том, что богатые капиталисты вполне искренне считают себя солью земли. Причем не только в смысле имущественном — тут кто бы спорил. И не только в смысле энергическом — очевидно, что зарабатывание богатств требует немалой поглощенности этим занятием. Очень велико желание ощущать себя солью также и в умственном, и в идейном отношении, гармонически переходя от полноценного потребления материальных благ к пасению народов. Или хотя бы собутыльников.
За аксиому принимается то, что между количеством нулей на текущем счете и умственными способностями есть прямо пропорциональная связь. Соответственно, грех не одарить ближних (по возможности и дальних) богатыми плодами своего умственного развития. Ибо острого вопроса «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» никто не отменял, ergo послушай по-настоящему умных людей.
Так что идеология веселых гуляний, представлений, установочных поучений в конечном счете связана с тем, что всякий золотой мешок искренне считает себя ума палатой. Недаром же при некоторых накладках (хоть с той же «Авророй») следуют долгие разъяснения на тему людской глупости, мешающей понять всю изысканную тонкость и умственную глубину развлекательных мероприятий.
Между тем почтительное снимание шляпы перед предпринимательским талантом капиталиста еще никак не означает такой же силы почтения к его умственным и нравственным качествам. Явления эти весьма разноприродные, и такую разноприродность мы можем наблюдать далеко не только в бизнесе. Сколь много существует великих артистов, заставляющих нас облиться слезами, с одной стороны, над воплощенным ими художественным вымыслом, с другой стороны, над тем тихим ужасом, который случается, когда они, раскрыв рот, начинают вещать и поучать от собственного имени. Тут даже не гений и беспутство, а гений и неприлично сказать что такое.
Предпринимательский талант — в самом деле редкость. Умение видеть в окружающем нас мире невостребованную еще схему Д-Т-Д' и с увлечением снимать дельту с Д' — это дано совсем немногим, и вполне справедливо, что в награду за такой талант и сопутствующие ему труды такие люди обладают немалыми богатствами. Перед этим талантом можно и преклониться — но именно перед ним и только перед ним.
Мой охотничьих кровей кобель Сидор (папаша был русским пегим гончим), когда я хожу с ним гулять по лесу, уже на опушке приходит в неистовство, опьяняясь от лесных шумов и запахов, после чего куда-то усвистывает, проникая в самую глушь трущобы. Я его вполне понимаю. Когда Сидор слышит звуки и запахи на два порядка лучше, чем я, и от природы одарен пониманием того, какую вкусную добычу (Д', говоря политэкономическим языком) ему это сочетание звуков и запахов может сулить, — как же не броситься за обильной прибавочной стоимостью. Обладай Сидор даром речи, он, возможно, мог бы поделиться со мною силой своего чувствования.
Возможно же, не смог бы, и пришлось бы по-прежнему довольствоваться творчеством Бианки и Сетон-Томпсона — подобно тому, как успешные предприниматели как раз при описании своего главного дарования, именно того, чем они особенно интересны, впадают либо в молчаливость, либо в косноязычие, и приходится довольствоваться книгами про «Финансиста», а равно «Титана» и «Гения». С великими артистами, кстати, то же самое. Тексты на тему «Моя жизнь в искусстве» томительно скучны, и скорее всего, у Сидора книга «Мои визиты в лес» тоже получилась бы так себе. Хотя кобель умнейший и не стоит заранее зарекаться.
Однако одно могу сказать с уверенностью. Преклоняясь перед талантами своего кобеля в распознавании лесных запахов, я не стал бы на этом основании считать его существом высшей природы, призванным научать меня правильному пониманию всех явлений природы и общественной жизни. Боюсь, что даже его описанию леса как цельного биоценоза я бы не полностью доверился, ибо талант Сидора заключается в смотрении на лес как на источник съедобной дичины, тогда как природа леса как феномена несколько шире. Соответственно, и моя любовь к капиталистам подобна любви к Сидору — все хорошо в меру и с пониманием своего места.
Трехчастная индоевропейская (средневековая тож) идеология, выделяющая сословия oratores, bellatores и laboratores, хороша тем, что указывает каждому сословию его предназначение. «Сим молитву деет etc.». Несообразность поведения нынешних (и не только в России) богатейших капиталистов — когда богатые laboratores желают гулять, как самые бесшабашные bellatores былых времен, а после того с похмелья еще и выступать в качестве духовных oratores. Такое смешение сословий следует признать чрезмерным и неуместным.
22.06.2009
Максим Соколов
Журнал «Эксперт»
P.S. Другие заметки Максима Соколова на этом сайте (в хронологическом порядке)
Запись сделана 26/06/2009