С праздником!
Автор текста: священник Димитрий Познанский, Киев
Евангелие повествует, что в день, когда Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказывали апостолам о чудесном явлении им Спасителя на пути из Иерусалима в Эммаус, Сам Господь «стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
Вознесение Господне произошло на 40-й день после Воскресения Спасителя. Именно с этим связан православный обычай сугубой молитвы об усопшем, душа которого, согласно преданию, пребывает в мире сем до 40-го дня по разлучении от тела.
Вознесение стало завершающим событием истории земного служения Господа Иисуса Христа.
Вознесение Христово является одним из догматических событий Священной истории. Иисус, победив смертию смерть, вознесся и в Себе почтил человеческое естество сидением одесную Господа Славы. Это то, о чем говорил Господь ученикам, обещая пойти и уготовать место в доме Отца Своего. Вознесение Спасителя приоткрывает нам непостижимые грехопадшему уму и даже ангельскому разумению возможности естества человеческого, способного войти в величайшую меру причастия природе неприступного Божества.
Многие задаются вполне умозрительным вопросом, что было бы, если бы Господь не вознесся, а продолжал обитать с верующими на земле? Разные церковные писатели отвечают на этот вопрос по-разному. Например, митрополит Антоний Храповицкий считал, что если бы евреи не отвергли Спасителя, то в Израиле соделалось бы теократическое государство-церковь во главе с Богочеловеком.
Однако, и митрополит Антоний, и другие толкователи Священной истории сходятся в том, что мир, возлюбивший тьму больше, чем свет, не мог вынести благодати Христовой, и потому Господь, предупреждая Свое Вознесение, обещает ученикам не оставить их сиротами, но послать им другого Утешителя, «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его».
Дух же Святой, согласно обетованию Христову, научит апостолам всему и напомнит все, о чем им говорил божественный Учитель.
Запись сделана 01/06/2006