О Католичестве и Православии
Болею, сижу дома. Появилось немного свободного времени, слушаю (уже не первый раз) аудиозаписи лекций и бесед профессора МДА Алексея Ильича Осипова. Совершенно согласен с его выводами, встречающимися в различных лекциях, но особенно сконцентированных в «Католических мистиках» — в наших расхождениях с Католичеством формальные различия — лишь следствие, а не причина.
Причина же — различность духовных путей постижения Бога, различность устремлений и переживаний.
Много десятилетий тому назад отец Александр Ельчанинов в своей «Беседе о Католичестве и Православии» попытался кратко изложить основные различия, но всё же, полагаю, более полное восприятие можно получить, соединив тезисы обоих авторов.
А совсем недавно, читая в журнале «Итоги» описание корреспонедентом своих впечатлений от пребывания в Риме в дни избрания нового Папы, я встретил фрагмент, замечательно иллюстрирующий высказывания Алексея Ильича о традиции «романтических заигрываний с Богом» в Католичестве:
На балконе появился чилийский кардинал Медина, за глаза прозванный в Ватикане «маленьким Пиночетом»: «Братья и сестры, объявляю вам великую радость!..»
Рядом со мной завизжала в экстазе и упала без сознания на руки подруги чернокожая монашка-бенедиктинка.
Совершенно разная направленность духовной жизни. Экстатичность и экзальтированность Католичества vs. духовная трезвость Православия — sapienti sat.
Скажут, ну и что, просто разные пути ведут к одному и тому же. Нет, не ведут. Дорога под гору и дорога в гору ведут в разных направлениях. Речь идёт не о конкретных людях, а именно о сложившихся вероучениях, о системах взглядов, о выбранном направлении пути.
Вдогонку: продолжение банкета — Иоанна Павла II канонизируют досрочно.
Запись сделана 12/05/2005