Полезно прочитать и принять к сведению
Православная Церковь полагает чрезвычайно важным хранение норм традиционной христианской нравственности. Нормативным в этой области для нее является не только Священное Писание, интерпретируемое без малейшей оглядки на иные этические учения и тенденции, но и Священное Предание, укорененное в стиле жизни восточной раннехристианской общины. Так, апостольские и раннецерковные установления, касающиеся половых и имущественных отношений, статуса женщины в Церкви и обществе, православные христиане воспринимают не как часть соответствующего исторического контекста, а как императивные указания, данные на все времена.
Для понимания этического мышления православных христиан необходимо иметь в виду сотериологичность и эсхатологичность этого мышления. Соображения комфорта, материального достатка, гармонии земной жизни и даже ее сохранения отступают на второй план перед задачами хранения истинной веры, достижения спасения и духовного совершенства. Все. что препятствует спасению, должно быть отвергнуто. Модели поведения, расходящиеся с евангельской моралью и моралью древней Церкви (феминизм, гомосексуальность, отход от единственности благословенного Церковью брака, отрицание абсолютного характера нравственных норм) признаются нехристианскими и греховными. Мало того, наличие определенного дискомфорта в земной жизни признаётся полезным, в духе Евангелия: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6. 25).
Православная этика не отрицает естественной морали и воздает должное ее носителям. Однако эта мораль не считается достаточной для спасения и достижения духовного совершенства. Средством нравственного преображения личности признается прежде всего не ее собственное усилие, не «работа ума» и даже не назидание, а благодать Божия, действующая через церковные Таинства — Крещение, Покаяние, Евхаристию. Такое восприятие «механизма» морального совершенствования делает для православных христиан весьма затруднительным принятие тенденции к созданию «общечеловеческой» и даже «экуменической» этики.
Примечательно отношение Православия к свободе человеческой личности. Она признаётся богоданной, а принуждение в выборе веры и духовного пути отрицается. Но сама по себе свобода не считается абсолютным благом, поскольку предполагает выбор зла, отпадение от Бога, а значит — утрату вечной жизни, достижение которой является главной целью жизни временной. Православию чуждо понимание греховного поступка как исключительно такого, который направлен против свободы и интересов другой личности (кстати, нельзя не отметить, что максимальная реализация свободы одного человека всегда предполагает посягательство на свободу другого, в том числе через добровольный отказ последнего от части своей свободы).
Православное сознание всегда приветствует то, что приводит свободную волю человека к истинной вере и спасению, отвергая то, что уводит от них. Никакой авторитет законов и политических доктрин, соображений земного блага или иных «идолов» современного мира в этом случае, как и всегда, не стоит выше авторитетов Писания, Предания и соборного разума Церкви: «Когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную Божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился» (Основы социальной концепции [ОСК] Русской Православной Церкви).
Человек греховен, поскольку его природа искажена падением Адама. Только и исключительно благодать Божия может спасти его от распада и тления. Согласно ОСК, «в системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект. Однако вне Бога существует лишь человек падший, весьма далекий от чаемого христианами идеала совершенства, явленного во Христе». Развитие обезбоженного общества, «автономного» от религиозных целей и ценностей, по мысли того же документа, свидетельствует о массовой апостасии.
В этом свете эсхатологическое измерение православной этики отвергает «нравственный прогресс», учение о котором свойственно секулярному сознанию. Внешне добрые дела, совершаемые без Бога, не могут быть абсолютно добрыми. Гордыня, сопровождающая нравственную автономизацию человека, не только аннигилирует добродетель, но меняет ее знак с положительного на отрицательный. Материалистическое, ориентированное только на земную жизнь «благотворение» способно стать частью системы зла, которая, по грозному пророчеству Апокалипсиса, придет к своей кульминации, а затем к своему логическому концу в результате нынешнего развития человеческой истории.
В связи с вышеизложенным видятся следующие рекомендации относительно трансформации подхода Всемирного Совета Церквей к вопросам личной и общественной этики:
- Представляется уместным самое серьезное внимание к традиционному нравственному учению Священного Писания и Священного Предания, являющемуся нормативным для Православия и многих других христианских традиций.
- Должен быть подвергнут критической оценке доминирующий до сих пор подход, основанный на протестантской этике, а в еще большей степени — на этике секулярного гуманизма, предполагающей приоритет целей и ценностей земной жизни, «абсолютную ценность» свободы падшего человека, нарастающее игнорирование понятий греха и диавольского действия, предпочтение новым тенденциям в ущерб традиции, учение о моральном прогрессе, достижимом по преимуществу чисто человеческими средствами.
- Видится важным самый активный диалог с приверженцами этических систем нехристианских религий и носителями безрелигиозной нравственности. Однако христиане призваны в своей деятельности руководствоваться прежде всего собственными этическими нормами. Попытки создания «глобальной этики» надлежит рассматривать под критическим утлом зрения, не отказываясь от выявления и обсуждения противоречий между этическими системами, прежде всего между традиционной христианской этикой и этикой гуманистической.
- Соответствующие документы ВСЦ должны быть ориентированы в первую очередь не на приемлемость их для светской морали, но на соответствие Писанию и Преданию.
- В рассуждениях об общественном развитии не следует упускать из внимания эсхатологическое учение Библии и христианской Церкви.
- Видится важным развитие мышления ВСЦ по таким темам, как семейные ценности и «формы семьи», биоэтика, вопросы войны и применения насилия, конфликты гуманистических и религиозных ценностей, персонализм и коммунализм, экономическая этика, нравственные аспекты глобализации и мирового управления и так далее. Возможно, следует проанализировать роль «гуманизированного христианства» в негативных процессах секуляризации общества и отрицательных тенденциях, ставших частью процесса глобализации.
- Не стоит бояться выявления и фиксации разномыслии и расхождений между позициями Церквей. Попытки создать иллюзию единства там, где его нет, контрпродуктивны, ибо негативно воспринимаются верующими и ведут к еще большим разделениям.
* * * * *
Мой небольшой комментарий — жаль, что такие тексты мало известны тем, кто критикует нашу Церковь за т.н. экуменизм и распространяет самие дикие слухи о совместных богослужениях наших иерархов чуть ли не с какими-нибудь, прости Господи, алеутскими шаманами или папуасскими колдунами. И особенно жаль, что мало известны тем, кто прислушивается к этой критике и подобным слухам.
Запись сделана 20/12/2003