Домашняя страница: сайты, записная книжка и фотоальбом

Платить и каяться не будем

Заметка Александра Разуваева с сайта «На линии»


К 120-летию коронации Николая II

Сто двадцать лет назад, 26 мая 1896 года, в Москве состоялась коронация вступившего на престол императора Николая II — последнего русского императора. Романовы давно история, однако фигура последнего царя — это особый случай.

Его культ появился в позднюю перестройку и, к удивлению многих, медленно, но верно продолжает набирать обороты. Некоторые даже считают, что восстановление монархии это один из вариантов развития событий в России, который рассматривается нашими западными партнёрами. Неслучайно об этом стали говорить в середине 90-х, когда у Запада появились сомнения в избираемости Бориса Ельцина на второй срок.

Не будем говорить о личности последнего царя. Это вообще не наше дело. Говорят, например, что Николай II был очень религиозным человеком — но опыт говорит о том, что люди, чрезмерно игнорирующие народный совет на Бога надеяться, а самим не плошать — не вполне годятся в руководители. Предположим, последний император был мучеником. Что ж, человеку на его должности важнее должен был быть вопрос, хотят ли стать мучениками подданные его Империи.

Часто сегодня приходится слышать, что большевики украли у России победу [в I-й Мировой войне]. Это просто неправда. Большевики тогда вообще ещё были не при делах. А вот царь (всё равно, как его звали) — это по должности тот, кто допустил смуту в решающий момент схватки. Сталину, когда немцы были под Москвой, было намного тяжелее. Однако он не сбежал, потому что нужно было наладить промышленность за Уралом, переломить ход войны и закончить ее в Берлине.

В чём-то фигура Николая II близка к фигуре Михаила Горбачева. Сто лет назад Россия быстро развивалась. Огромные человеческие, природные ресурсы и промышленная революция должны были сделать Россию ключевым игроком быстро формировавшегося тогда глобального рынка. Российский рубль мог стать мировой резервной валютой. Естественно, это не могло радовать ни наших союзников, ни наших противников.

Россия нуждалась в жёстком и честолюбивом лидере, способном провести модернизацию и дать ответы на ключевые вызовы эпохи. Решить земельный вопрос, национальный вопрос, провести модернизацию ВПК. Быстрый рост экономики и корпоративных прибылей достигался благодаря жёсткой эксплуатации наемного труда — и это тоже был вызов для власти. Было ещё много других, не менее важных вопросов. Однако последний царь предпочитал решать их в мистически-пиарном ключе.

В итоге было проиграно всё — от империи до собственной жизни и жизней своих близких. В гражданской войне выиграли красные, а не белые. Россия не захотела становится Европой, а модернизацию ценой серьёзных людских потерь провели большевики.

У нас великая и трагическая история, как и у любой другой великой имперской нации. И культ жертвы, особенно самодержца-жертвы, несовместим со статусом великой нации. Он подходит только для нации, которая решила каяться.

Либо Александр Невский, Иван Грозный, Петр Первый и Сталин — либо Николай. Поклонения достойны только победители, проигравшие — сухих строчек в учебнике истории и сочувствия.

Платить и каяться мы не будем. Так что вы там держитесь.

26.05.2016

Александр Разуваев
Сайт «На линии»


Запись сделана 31/05/2016

Навигация по записной книжке:

Поиск по сайту

Навигация по сайту: