Домашняя страница: сайты, записная книжка и фотоальбом

Krisis и hybris

Заметка Максима Соколова из журнала «Эксперт»


В деревне Давосе для того и придумали форум, чтобы знатные люди говорили что-нибудь интересное, и на сей раз рекорд интересности поставил не В. В. Путин, не его китайский коллега, не фрау канцлерин, но А. Б. Чубайс. У главы «Роснанотеха» получилось натуральное «из бездны воззвах к Тебе»: «Ужасно. Серьезные, глубокие люди, которые на десять уровней вглубь понимают тенденции, которые в мире существуют, и ответственные люди, честно и ответственно говорят: мы не понимаем, что происходит. Такого не бывало в истории человечества».

Заметим, что, во-первых, о происхождении кризиса в Давосе все-таки кто-то что-то говорил, а попытки понять этиологию недуга могут и поспособствовать лечению. А если даже и не поспособствуют, то фраза «Молитесь Богу, в Его власти и чудеса творить» не есть проявление полного непонимания. Напротив, скорбного понимания. Во-вторых, слова «Я знаю, что я ничего не знаю» считаются подножием мудрости. По крайней мере, необходимым ее условием. Ибо в истории человечества неоднократно бывало, когда народы и руководящие народами ответственные люди, исполненные уверенности в том, что они все правильно понимают и что им все ясно, двигались прямиком в бездонную трясину.

Обвал истории — это не тогда, когда у державцев полумира сократовские настроения. Обвал — это когда у них настроения прямо противоположного характера. «С нами Бог, никто же на ны», «Сбылась вековечная мечта человечества», «Конец истории», «Америка наслаждается своим могуществом» etc. Можно отыскать сходную степень всеобщей уверенности (каждого в своем) и на примере предшествующих эпох. Накануне великой пагубы все наперебой говорят: «Мир и безопасность».

Про то, что греческое krisis означает также и «суд», знают все. Кто не знал, тому за последние месяцы сообщили. Но суд бывает за что-то, и это что-то обозначается другим греческим словом, к несчастью, куда менее известным и даже в русской транскрипции не встречающимся. Hybris есть запредельная гордыня, превышающая меру естества и караемая самими законами мироздания, с которыми она вступает в неодолимое противоречие. В самом наглядном приближении это солженицынская формула «Нарастает гордость на сердце, как сало на свинье» — см. столичных стройатлантов, расправивших плечи и возгласивших «У кого нет миллиарда, может идти в ж..у». Притом что таковых же атлантов, лишь чуть более полированных, был целый Уолл-стрит. Но тут дело даже не сердечных качествах скоробогачей, а в том, что качества сердца и ума начинали все больше совпадать — в том, собственно и hybris. Причем совпадать во всемирном масштабе.

Дело, повторимся, не в приятности тех или иных персонажей или корпораций (тем более что каждый станет называть тех, кто ему особо неприятен, и в общий список попадут сугубые антагонисты), а в размывании чувства реальности, которое в течение ряда лет, предшествовавших кризису, рассматривалось скорее как выдающееся достижение новой, небывалой эпохи — «Пиренеев больше нет». Нет законов объективной реальности, столкновение с которыми будет болезненно. А если нет, то все дозволено. Можно дерегулировать финансовый рынок, по методу чародея Гринспена откручивая гайку за гайкой от железнодорожного полотна — ведь если суровых законов мироздания нет, то, сколько ни откручивай, никто под откос не валится. Можно раздувать пузырь, на порядки превышающий объем реальной экономики — ибо какая реальная экономика, когда законов реальности больше нет. Можно — все.

То обстоятельство, что капиталистических кризисов такого масштаба нам известно лишь два — нынешний и 1929–1933 гг., — склоняет к тому, чтобы посмотреть на предшествующие годы. В случае с Великой депрессией это «ревущие двадцатые», в нашем случае скорее «ревущее двадцатилетие». Общей чертой ревущих периодов является кардинальный передел — и экономический, и политический — огромных пространств. Перекройка границ, падение империй, создание новых государств. Все это неотделимо от перераспределения богатств в гигантском масштабе. Тот случай, когда Колесо Фортуны начинает крутиться со скоростью Красного Колеса.

Но когда обременительных скреп прежней эпохи больше нет, когда на пространствах полумира происходит тотальная дерегуляция, когда состаиваются с нуля огромные состояния и небывалые структуры, люди (ко всему-то подлец человек привыкает) приноровляются к тому, что границ реальности в самом деле больше нет, что прекрасный и яростный мир ревущих двадцатых — это и есть единственная отныне возможная реальность и что так будет всегда. Во всяком случае как ответственные, так и безответственные властители мира вели себя именно так, как если бы они исходили из этого. В их оправдание можно заметить, что ревущая эпоха являет собой соревнование в попрании стесняющих скреп. Тут даже стояние на месте означает проигрыш, что же говорить о попятном движении. Иное дело, что хоть ревущее десятилетие, хоть ревущее двадцатилетие — исчерпаемы, и на смену им приходит пагуба.

Признавать это неприятно не только потому, что слово hybris вообще неприятное (оттого и непопулярное), но и потому, что задним числом придется согласиться с фразой В. В. Путина о «распаде СССР как величайшей геополитической катастрофе XX века». Величайшей — уже потому, что самой долгосрочной, породившей ревущее двадцатилетие и, как следствие этого двадцатилетия, нынешний кризис, параметры которого предсказать вообще никто не в состоянии. В смысле же дальнейших перспектив аналогии с 1929 г. вообще таковы, что не хочется о них думать — цепочка между 1929−м и 1939−м и последующими годами слишком очевидна.

Еще до кризиса, в разгар кредитного бума, мы постоянно слышали о тех, кто подписал кредитное соглашение, не глядя, что там написано мелким шрифтом, и оказался раздавлен нарастающим комом сложных процентов. Фраза про величайшую геополитическую катастрофу оказалась напоминанием о мелком шрифте и сложных процентах. Чтение какового шрифта было бы полезнее, чем упоение либеральным hybris. Впрочем, история продолжается, мелкий шрифт читать и сейчас не поздно.

09.02.2009

Максим Соколов
Журнал «Эксперт»

P.S. Другие заметки Максима Соколова на этом сайте (в хронологическом порядке)


Запись сделана 09/02/2009

Навигация по записной книжке:

Поиск по сайту

Навигация по сайту: